Уважаемые дамы и господа! Не забывайте, пожалуйста, что на территории Российской Федерации действует Авторское право, согласно которому использование чужих материалов, либо их фрагментов в коммерческих целях преследуется законом! Некоммерческое использование автор всячески приветствует.

Мне можно написать по адресу:

89162937358@mail.ru

Или позвонить:

8-916-293-73-58

Другой ресурс автора (он о России и о русских людях):

http://genamikheev.narod.ru/

 

 

Чудо фотографии

Библиотечка

(книги о фотографии для чтения на мобильных устройствах в формате FB2; для начала скачивания достаточно кликнуть на названии либо на иконке внизу этой страницы):

Чудо фотографии

Не прячь глаза от Бога

Язык фотографии

Ловцу частичек бытия

Окно души

Занимательно о фотографии

Тайна светописи

 

 

Новости

24 августа 2010

Здравствуйте!

Согласно заявлению владельцев хостинга, ресурс http://genamikheev.okis.ru/ в скором времени будет удален. По мере возможн…

26 сентября 2010

Новая статья

Сочинил новую статью про "комплекс гения" у фотографов http://genamikheev.livejournal.com/40620.html#cutid1

13 октября 2010

Почти святые фотографы

...я осмелился предположить, что в творческой фотографии ради того, чтобы достичь вершин, нужно отказаться от …

19 ноября 2010

Новая статья "Правда о серебряной фотографии"

Авторский отпечаток может потрясти. Но вероятна и обратная реакция. Потому что воспитанный на «мониторной» …

25 ноября 2010

Новая статья "Идея Бога в творческой фотографии"

Я не думаю, что мы при помощи хитроумного прибора «фотографическая камера» видим Бога. Но смею предположить, …

30 ноября 2010

Новая статья "Познание видимости"

...стал я склоняться к мысли, что «уличная фотография» - лишь ширма, за которой скрывается нечто более существ…

15 января 2011

Новая статья "Фотография в Паутине"

Поскольку львиная доля фотографического контента, создаваемого человечеством, живет в Паутине, проблема до…

12 мая 2011

Чудо фотографии

ДОБАВЛЕНА  полная, удобочитаемая версия книги "Чудо фотографии"

31 мая 2011

"Язык фотографии"

ТРУД о языке фотографии завершен. Он ЗДЕСЬ

Убить Клио

Познание, основанное на фотографии, -
видимость познания, мудрости,
точно так же как процесс фотографирования -
видимость приобретения.

Сюзанн Зонтаг


Начать хочу с маленького "мемуара". В 1991 году я пришел в мир фотожурналистики "с нуля" и тогдашние впечатления были ярки как первая любовь. В газете "Красная звезда" (куда меня взяли лаборантом) работали "классики советской фотографии" Смоляков и Ефимов. А иже с ними - "суперклассик" Леонид Якутин.
Случился путч. Возле "Белого дома" "тусовалась" молодежь, Саша Изотов да Илюха Питалев. Смоляков-Ефимов-Якутин увлечены в то время были иной, видимо более продуктивной деятельностью: продавали карточки из своих архивов "налево". Особенно этому занятию придавался начальник фотоотдела, Дорик. Простите, не Дорик конечно, а полковник Дорофей Гетманенко. Это я хорошо знаю, потому как сотнями печатал для него карточки, на которых в разных "пикантных ситуациях" был изображен последний советский министр обороны маршал Язов. Дорик являлся официальным фотографом нескольких кряду министров обороны. За это имел хорошую квартиру и дачу в "генеральском" поселке в Архангельском. Конечно, такие люди должны отличаться отменной порядочностью. Я не знаю, куда Дорик продавал свои карточки. Но, если Бог есть, Он этого фотографа наказал в полной мере. Об ушедших принято говорить либо хорошо, либо ничего. А потому лучше промолчу. Скажу только, что среди "звездовских" фотографов имелся еще больший подонок, по фамилии Федоров, остальные же были порядочными и хорошими людьми.
Но все они вынуждены были культивировать так называемую "звездовскую школу". Сущность ее была проста: постановка. Причем, жесткая, с элементами режиссуры. Она, эта школа, развивалась с 20-х годов. Я листал в редакционной библиотеке старые подшивки "Красной звезды" и, простите, фигел: я видел на пожелтевших страницах галереи суперменов, героев, богов. Но к реальной жизни армии публикуемые и опубликованные карточки имели весьма сомнительное отношение. Да, фотографы работали на большую пропагандистскую машину. Армейская газета не терпит "интеллигентского" гнилья; идеалом "звездовской школы" была так называемая "красивая карточка", как тогда говорили, "докрученная". То есть, как картина Репина или какого-нибудь Герасимова.
С одной стороны, "звездовские" фотографы разыгрывали в командировках целые боевые действия, даже со стрельбами и поражением целей! Им это позволялось - все же армейское начальство понимало значимость фотографии для повышения уровня боевой и политической подготовки. Иногда, черт подери, выглядело это красиво. Изредка - правдоподобно. Из общего ряда выпадал, я бы сказал, "выеживался" Юра Пирогов (замечательный фотограф и необычайно душевный человек!): он любил "заваливать" кадры, то есть, наклонять линию горизонта, там самым придавая фотографиям иллюзию движения. Но все равно в фотографическом наследии звездовцев превалировало ощущение большой лжи, шапкозакидательства.
В 1992-м случился забавный анекдот. В "Красную звезду" обратились некие "конкретные пацаны", пожелавшие издать фотоальбом об Афганской войне. Ну, "выкатили" Смоляков-Ефимов-Якутин свои фотошедевры. С точки зрения эстетики они прекрасны, особенно в плане композиции, экспозиции, фокуса и качества печати. Печатали в "Красной звезде сами фотокоры, а не печатники какие-то (ну, кроме, конечно, начальника…)! Хоть сейчас помещай в учебники! Но "пацаны" плюнули и ушли. Хотя, несколько карточек все же, кажется купили. В альбом (я его видел) вошли фотографии иных авторов, например, погибшего в Афгане Секретарева.
В свою бочку дегтя добавлю ложку меда. Все же в "Красной звезде" наличествовала ШКОЛА, с традициями и понятиями. Было у кого учиться, и, что главное, учителя охотно делились своими секретами (но не гонорарами!). Ну, например: кто теперь способен буквально вбить в голову простые истины о том, что при работе над фоторепортажем надо не забывать об общем, среднем и крупном плане? А понимают ли многие из нынешних "фотомастеров", что такое сюжет? При совке это не просто понимали, а буквально вдалбливали в мозжечок.
Все тогдашние фотографы (кого я знал) с презрением (кроме Дорика) относились к так называемой "паркетной" фотографии. То есть, к официозу. И без "паркета" звездовский фотограф своим искусством зарабатывал не меньше шахтера, а то и министра, ведь гонорар за одну карточку варьировал от 10 (на колонку) до 50 (первая полоса, на 3 колонки) рублей. И это при средней зарплате в стране 120 рябчиков в месяц! В 91-м система развалилась, и "мэтры" свалили из конторы на более теплые места. Остались офицеры ("мэтры" являлись гражданскими служащими), которые откровенно дослуживали до дембеля. Подонок быстренько отправился в командировку в Германию, чтобы успеть хоть что-то свистнуть на почве вывода войск… В общем, последняя советская фотографическая школа приказала долго жить.
Да-а-а… С другой стороны: чем тогдашняя "звездовская" школа отличается от нынешних гламурных фоторабот г-жи Рождественской? Я не говорю, что имитация произведений живописи - плохо. Удивляет бессмысленность столь трудоемкого занятия, но это уже другая тема.
Советские фотографы зачастую снимали "в архив". Многие от этого страдали. Возможно… Впрочем, лучше спросить их. Теперь появилось определение "неангажированная фотография". Тогда определений не было. Просто наличествовал страх: а вдруг загребут за то, что снял не то, что положено?… В конце 80-х страх стал замещаться на непреодолимую жажду наживы.
Следующей моей газетой после "Красной звезды" были "Куранты", где я уже работал полноценным фотокором, не самым, кстати, плохим, даже удачливым. Там, конечно, никаких "школ" не было. Но работали очень интересные фотографы. Например, Саша Копачев, между прочим, неоднократный лауреат "Уолдпрессфото". А чего стоит тандем "Жаров-Рязанов", ребята, реально умеющие зарабатывать баксы - и в немалых количествах! Довольно забавно было наблюдать, как Жаров с Рязановым перед съемкой для очередного западного журнала писали… сценарии. Продумывали мизансцены. Их работа ценилась "натовскими" редакторами, они охотно покупали все страшненькое и нелепенькое. Ну, в смысле, не страшненикие карточки, и страшную Россию… Русские фотографы с удовольствием продолжали свою "подрывную работу"… Думали ли они, что по сути являются "пятой колонной"? Вряд ли философия уместна в эпоху первоначального накопления капитала… Наша матушка-Россия в то же время объедалась "чернухой" и "стебом", в гражданах воспитывался стойкий иммунитет к "правде жизни". Именно в эту эпоху протягивает свои корни сегодняшний "глянец".
Тогда прогремела и как-то быстро была замята история с фотографом Островским, сделавшем (если я не путаю, для журнала "Тайм") репортаж о детской проституции в Москве. Он, следуя обычной для того времени технологии, нанял девочек, имитировал "снятие нимфетки на Красной площади" - и заработал свои баксы. Случилось непредвиденное: отец одной из девочек обратился в редакцию, пожаловался на подлог. И "Рейтер", и АП", и "АФП" решили карточек у русских фотографов-стрингеров не покупать. Но скоро запрет сняли, ибо нужен контент, и все пошло обычным чередом…
Газета "Куранты" умерла, не оставив в истории нашей прессы заметного следа. Но из тогдашних "Курантов" выросли такие замечательные фотографы как Илюха Мордвинкин и Вова Новиков. Пацаны приходили с улицы, лаборантами, и через полгода становились подлинными мастерами фоторепортажа! Они (в особенности Юлюха, презиравший любую постановку) были другими людьми, не отравленными вирусом "советской фотографии". А значит они были свободны.
Теперь позволю себе философское отступление. У каждого искусства по идее должна быть своя муза, вдохновляющая апологета данного изящного занятия на творческие свершения. Или хотя бы символизировать оное искусство. Какой музе поклоняется фотография?
Приведу список греческих муз, дочерей Зевса (да уж.. плодовит был, Кроносов сын…) и Мнемосины: любовная поэзия - Эрато; музыка - Эвтерпа; эпическая поэзия - Каллиопа; история - Клио; трагедия - Мельпомена; песня - Полигимния; танец - Терпсихора; комедия - Талия; астрономия - Урания.
По идее покровительницей фотографии должна быть Мнемосина, ведь она богиня памяти. Или Кронос, бог времени… Но ведь я допустил условность и заговорил именно о музах! Античные греки были странные ребята: какие вообще музы могут быть у наук, истории и астрономии? Это ведь не изящные искусства! А они придумали…
Все музы - дочери богини памяти и внучки бога времени. И все же для фотографии в музы годится именно Клио.
Здесь и слов-то, по счастью, не надо…
И теперь вопрос: как "апостолы" фотографии относятся к своей музе? Насколько они ее почитают? Вот здесь-то и кроется главная "закавыка" фотографии. На деле ведь получается что она - великий… лжец. Если судить строго, лжет, конечно, не фотоаппарат. Сергей Шахиджанян (в свое время признанный лучшим фоторепортером России), ушел из пишущих в фотографы именно потому что не хотел врать. Он классный, честный фотограф. Но серая "фотографическая" масса занимается как раз тем, что при помощи фотоаппарата "лабает" некую виртуальную реальность, которая по идее должна помочь власть предержащим. За это отваливают бабло. За правду (по крайней мере, в нашей стране) "отвалалят" тумаков. Если вообще не пришьют…
Теперь нельзя не понимать, что фотография - это оружие. Чаще всего оно используется в информационных войнах (далеко ходить не надо - достаточно вспомнить скандалы, связанные с фотохроникой Осетинской войны), но и в реальной войне фотоаппарат - тоже полезная вещь. Фотографирование оборонительных сооружений противника всегда предшествует наступательной операции.

Фотография в подобной деятельности не одинока. Имеются и другие области человеческих "игрищ", способных поругать истину: к ним относятся и кинематограф, и телевидение, и радио… в общем, все средства хороши, чтобы "творчески подкорректировать" документ, несколько, мягко говоря, не соответствующий действительности. Ну, а в эпоху фотошопа уже и веры в документ нет никакой!
Читаю в книге H.Д. Панфилова "Введение в художественную фотографию" (1977 год): "…фотография становится художественной тогда, когда доступными ей выразительными средствами создаются самостоятельные и подлинные произведения фотоискусства - такие, например, как снимки "Комбат" М. Альпеpта, "Политpук пpодолжает бой" И. Шагина, "Валеpий Чкалов" Б. Кудояpова, "Знамя Победы над pейхстагом" В. Темина и дpугие…" Ёкарный бабай, в качества примера автор берет постановочные снимки! Простите, фотография Шагина - исключение… Но все же: "художественная" фотография - та, которая врет? Или художественная правда разнится с правой исторической?
Но при чем здесь правда? В начале Великой Отечественной войны сняли игровое кино, агитку: Чапай выходил из Урала живым. Ложь была сотворена ради Великой Победы, для подъема боевого духа в войсках. Ту же цель преследовали и фотографы…
В конце концов подытожу данное рассуждение: любая правдивая фотография о войне рассказывает о грязи, боли, страхе… Новая война, новые репортажи об очередном конфликте ничего свежего не расскажут о войнах. Канонический пример: свой гениальный снимок "Горе" Бальтерманц решился опубликовать через 20 лет после Победы. Впечатал облака для усиления драматизма? Извините, мастер создал художественное произведение, так сказать, рассказал о своем личном переживании. Дмитрий Николаевич сам был дважды ранен, несколько раз случайно избежал смерти… Юрий Кривоносов пишет про него: "…Фронт стоял под самой Москвой, и Бальтерманц все время мотался туда-сюда, делая свои репортажи. Уже после Московской битвы, когда он находился в очередной командировке на фронте, начальство решило дать в газете мощный снимок разгромленной немецкой техники; не долго думая, в его отсутствие залезли к нему в фототеку, вытащили негативы с панорамой битых танков и дали ее крупно на газетной полосе. И разразился скандал, - это оказались танки "матильда" - английские, которые они нам поставляли в первый период войны. Они были очень хлипкие и горели, как свечки. Стали искать крайнего, и в стрелочники определили, конечно же, Бальтерманца. В трибунале, не мудрствуя лукаво, его присудили к штрафным ротам. И пошел он рядовым бойцом в атаку и в одном из боев получил тяжелое ранение в ногу (по причине чего потом всю жизнь слегка косолапил). После госпиталя его как "смывшего вину кровью" реабилитировали и направили фотокорреспондентом во фронтовую газету, там в составе Первого Украинского фронта он провоевал до самой Победы. Был награжден орденами и медалями, и ему даже пришлось выделить особый пиджак, на котором они занимали всё свободное место…"
Разве не имел право Дмитрий Николаевич посредством фотографии рассказать о СВОЕЙ войне?

 
Но вот другой фрагмент все того же "мемуара" Кривоносова (который называется, кстати, "Ас постановочной фотографии": " После окончания Отечественной войны Бальтерманц пришел в журнал "Огонёк", где и проработал до конца своих дней. В дооттепельный период в советской фотографии господствовала, так называемая, постановочная фотография, одним из асов которой был и Бальтерманц. Особенно запомнились два его снимка: "Приезд учительницы" (этакая благостная картинка), и "Заседание парткома Уралмашзавода" (многофигурная композиция, где каждый персонаж был расставлен с математической точностью согласно субординации, - ну прямо-таки Репинское "Заседание Государственного Совета"). Но по одежке протягивали ножки, и никому не было дано права выходить за рамки социалистического реализма, который требовал показывать жизнь не такой, какой она была, а такой, какой ей надлежало быть! В те годы Бальтерманц уже считался одним из известнейших в стране фотомастеров, и его общеизвестность даже использовали ребята в КВН, сочинив в качестве девиза двустишие: "Наводите больше глянца, как на снимках Бальтерманца!"
Где настоящий Бальтерманц? И там - и там… Главное - не судить человека, а понять простую истину: Дмитрий Николаевич вошел в историю мировой фотографии. Миллионы других фотографов - не вошли. Ну, а теперь поговорим про те фотографические тенденции, наблюдать которые "посчастливилось" нам.
Как ни странно, лучшие нынешние российские фотографы выросли из "советской" фотографии. Или - отталкиваясь от нее? Из них, лучших, я выделил бы четыре личности: Владимир Веленгурин, Владимир Семин, Валерий Щеколдин и Павел Кривцов. Первого я вынужден отсечь, ибо Веленгурин предпочитает не говорить, а снимать. Трое оставшихся изредка высказываются. Они почти ровесники (Кривцов постарше), и, что характерно для их поколения "восьмидесятников", их творческий взлет пришелся на время т.н. "перестройки" и последующей "приватизации". Им повезло. Но то дело, которому они отдали себя целиком, без остатка, несколько, кажется, девальвировалось. Во всяком случае в нашем российском царстве фотографии "правды жизни" не слишком-то востребованы.
И Семин, и Щеколдин, и Кривцов - горячие поклонники "аналоговой" фотографии. Видимо, они надеются, что фотографический негатив фальсифицировать невозможно… Добавить к этому надо пренебрежение к цвету.
Щеколдин почти святой человек. Потому что в жертву фотографии принес даже личную жизнь. Валерий многого достиг, но как-то сейчас оказался в тени. Изредка публикует свои заметки на сайте photographer.ru, а в "тусовке" не участвует, а потому человек как бы существует теперь только в виртуальности. Вот, что он пишет в своей заметке "Эпоха отстоя": "Фотография сейчас бессмысленно стремится к формальному совершенству. Она стремительно превращается в графический балет. При этом, как из стерильного балета (родоначальником которого был грубый крепостной бордель), из фотографии исчезает жизнь, ее социальное содержание, которое наиболее присуще фотографии и наиболее ценно в ней. Вместо этого возникает интернациональный безличный стиль. Это напоминает каллиграфические прописи, которым все с разной степенью искусства, таланта и прилежания следуют. Но от этих «прописей» публику уже тошнит…"
Слова хорошие. Их сказал человек, который умеет ДУМАТЬ с фотоаппаратом в руках.
А я вот, на чем поймал себя. Постройте видеоряд из творческого наследия фотомастеров правды и ответьте себе: хотели бы вы жить в мире, который они создали?
Но, если посмотреть с другой стороны… Я внимательно посмотрел фотографии четырех вышеназванных авторов (Веленгурина, Семина, Щеколдина, Кривцова), и вдобавок еще карточки Валерия Нистратова, можно сказать, их "духовного сына". Передают ли они дух противоречивых 90-х годов прошлого века? Не историческую правду - а именно - ДУХ? Историю по этим фотографиям вряд ли будут изучать, ведь они занимаются "обыденной жизнью", очень редко вторгаются в громкие события и явления. Веленгурин не в счет - он именно репортер, причем (на мой взгляд) великий. Остальные трое объектом своего внимания сделали русскую провинцию. Глубинка ныне похожа на кровеносную систему, из которой выкачивается кровь. Мегаполисы можно сравнить с жизненно важными органами, которые без крови отомрут. Как журналист, для которого русская провинция - главная тема, говорю уверенно: крови в капиллярах почти не осталось. Лично я в деревнях и малых городах вижу в основном ужас и мрак. Но не во всех - только там, где близко большой город. Он наподобие звезды, "всасывает" в себя межзвездную пыль. Рано или поздно звезда, чья критическая масса превышает некий предел, взрывается. То же может произойти и большим городом, переполнившимся людскими ресурсами… Глядя на фотографии Щеколдина и Нистратова можно предположить, что вышеприведенная метафора верна. Но эти же фотографы не рассказывают о таких поселениях, которые настолько далеко от центров (до Бога высоко, до царя далеко…), что их обитатели, ни на кого не надеясь, сами строят свое благополучие. Они - подлинные пассионарии, достойные представители народа. То есть, Россия пестра, она не только депрессивна, но и оптимистична. Хотя - везде без исключения богатые богатеют, а бедные беднеют. Только мир, приучаемый к "гламуру", забывает, что "богач" - человек, в котором Бога много…
Итак, возможно, дух эпохи Щеколдиныи м Нистратовым передан… Но, если я заговорил о ДУХЕ эпохи, значит, мы имеем дело с полноценным искусством. Фотографическим искусством! А там, где искусство, на первый план выдвигается автор со своим видением и чувствованием.
Будут ли эти фотоработы временем приобретать историческую ценность? Не нам судить, все по местам расставит время… Фотография чем великолепна: удивительный документ истории (а, возможно, и фотографический шедевр) может создать каждый из миллиардов, снимающих при помощи любого прибора, имеющего функцию фотоаппарата. Той же "мобилы", например. Количество снимающих многих профессионалов ужасает. Но океана фотографии бояться не следует. Надо в нем учиться плавать.
Фотография в моде, это факт. И главной "движущей силой" раскрутки фотографической деятельности, выступает средний класс, составляющий в абсолютном большинстве т.н. "офисный планктон". Ищущие какую-то отдушину находят ее в фотографии уже хотя бы потому гораздо легче научиться снимать резкие фотки, нежели накладывать на холст краски, либо перебирать пальцами струны гитары. Такой, понимаешь, современный вариант совкового "автомотовелофото…гребляиохота". И в советское время можно было отсидеть восемь часов за столом - а после предаваться всяческим утехам (к которым относились и фотоклубы). Вот что пишет в "Книге для фотолюбителя" В.П. Микулин (1969 год): " Каждый из нас так или иначе сопpикасается с фотогpафией. Hаpяду с научно-исследовательской, художественной, газетно-жуpнальной и пpикладной фотогpафией в Советском Союзе на пpотяжении пятидесяти лет шиpоко pазвивалось фотолюбительство, чему способствовал выпуск нашей пpомышленностью совpеменных фотогpафических аппаpатов и фотоматеpиалов. Сейчас в СССР число фотолюбителей пpиблизилось к двум десяткам миллионов. Hепpеpывное улучшение благосостояния и подъем культуpного уpовня советских людей наpяду с увеличением свободного вpемени в pезультате пеpехода тpудящихся на пятидневную pабочую неделю являются стимулом для дальнейшего pазвития фотолюбительства как интеpесного и pазумного отдыха, как одной из фоpм твоpческой самодеятельности наpодных масс..."
Ныне восемью часами рабочее время, конечно, не ограничивается. Зато не во всех офисах ограничен Интернет, где можно потусоваться на фотоблогах и форумах, а для фотографических опытов остаются выходные, праздники и отпуска. Факт, что число продаж цифровых зеркалок начального и среднего уровня неуклонно растет. После наслаждения первый самолично снятым закатом (другой вариант - цветочком) охотник до фотографии начинает думать, что вступил на "дао фотоискусства", и "черный пояс" - вот он, на расстоянии вытянутой руки…
В Сети много "веток" абстрактными спорами о фотографии. Люди думают, упражняются в риторике. Возможно, мучаются "проклятыми" вопросами. Мне понравился пост гражданина под ником tier с краснодарского форума : "… применительно к фотографии и искусству вообще: кому-то нравятся фотографии голых теток в определенных позах (пусть это будет какой-нибудь слесарь вася или прапорщик петренко), кому-то кошечки с бантиками и водопады (различные домохозяйки), кому-то фотографии ди каприо (тинэйджеры женского пола). а слушают они радио "шансон" и ф. кирокорова. для людей более развитых это кажется примитивом и пошлостью. они любят фотографии жанлу сьефф, картины шишкина и музыку бетховена. их искусство кажется для первых "фигней, заумью". а кому-то нравится минимализм и лаконичность в японском стиле - композиции из одного-двух элементов, короткие трехстишья, звук ветра. очень трудно создавать что-то, что понравится сразу всем. то есть попытки универсальности чаще всего заранее обречены на провал. ты можешь стать или акутагавой или марининой, но никак не обоими одновременно. к тому же, пытаясь всем понравится, можно потерять свою индивидуальность. и как противоположеность универсальности -- создание чего-то только для себя. без оглядки на кого-то. без желания кому-либо понравится, добиться успеха или похвалы…"
Двое из моих бывших коллег, гордо повесив на себя ярлык "легендарного фотохудожника и лауреата многих конкурсов" бросили к черту занятие фотографией и подрядились давать частные уроки новоявленным фотолюбителям, некоторые из которых возможно являются и блогерами. И на хлеб, и на масло, и на приемлемый слой икры сверху им хватает… Конечно, в период экономического кризиса мающихся от безделья поубавится, и мои приятели могут остаться без икры. Ну, да кризисы рано или поздно сменяются подъемами.
Цитирую книгу Эриха Эйнгорна "Основы фотографии" (1989 год): "…фотогpафия стала оpганической частью нашей жизни. Она шиpоко пpименяется в науке и технике, пpомышленности и сельском хозяйстве, в учебном пpоцессе и пpопаганде. И внешне пpедстает пеpед нами все более пpостой и понятной. Иллюзия этой "пpостоты" поpождена технической доступностью... Hо pазве не подняли бы вас на смех, если бы вы стали утверждать, что каждый научившийся писать уже писатель? Ведь кроме умения излагать на бумаге свои мысли нужно еще их иметь".
А теперь я скажу крамольную вещь. Мэтры фотографии вероятно считают, что у них есть чему учиться. Или что они оставили след в истории человеческой культуры. На самом деле они всего лишь создали серию классных карточек, которые могут составить портфолио. Таких портфолио миллионы. Ну, например, создали их музыкант Стас Намин, актриса Джина Лолобриджита, политик Сергей Ястребжемский, поэт Евгений Евтушенко, предприниматель Игорь Милашенко… У них больше ресурсов для собственной раскрутки, нежели у профессионального фотографа (если он, конечно, не Хельмут Ньютон). Но их карточки рано или поздно попадут на более объективный суд. Правда, не абсолютно объективный…
Николай Александрович Романов был не только хреновый царь, но и крайне скверный фотограф. Хотя и обожал ставить фотографические опыты. Но карточки Николая II - документ эпохи. Не бесценный, конечно (ибо цена на фотографические работы Николая вполне конкретная), но все же покруче будут, нежели карточки Стаса намина. А, возможно и Владимира Семина. Однако снова вернемся в сегодня.
Произошла смена системы ценностей, и теперь снявший красивый закат автор вполне может похлопать "мэтра" по плечу и задумчиво произнести: "Да-а-а… непростая у нас с тобой работа, батя…" Они, "мэтры" выросли из советской фотографии. И фотографический мир они подспудно понимают "по-совковому" - с "пирамидальной" системой и продвижением по карьерной лестнице "степ-бай-степ".
А фотография теперь - как спорт. Нужно перманентно тренироваться, поддерживать физическую форму, иметь промоутера. Остановился - потерял форму. Если упадешь - тебя затопчут, смешают с грязью. Ну, и забудут…


Снова обращусь к "великим". Фотографии Павла Кривцова иные, чем карточки его таких же "продвинутых" коллег; в них я вижу вовсе не "дух эпохи" а… судьбу человека. Пал Палыч умеет идти "по лезвию бритвы"; он обладает удивительным даром рассказывать о жизни так, чтобы сама жизнь будто бы шагнула в тебя, обволокла своим (ох, каким разнообразным!) дыханием… Пал Палыч не ищет экзотики , не концентрируется на "чернухе". Он просто, как Моцарт из песни Окуджавы, "просто играет всю жизнь напролет"… Но много ли зрителей у его фотографий? Востребовано ли его творчество в сегодняшней России?
…Помнится, когда в самом конце прошлого века трагически погибли принцесса Диана и Доди аль-Файет, в русский язык ворвалось слово "папарацци". Тогда это словечко звучало зловеще, ибо почти что было синонимом "убийце". Теперь по телевизору выступают холеные мужики, гордо заявляющие: "Я - первый российский папарацци!" И каждый готов порвать другого, заявляющего, что именно он - "первый"! Как кинозвезд, принимают в нашей стране старичков, которые прибывают к нам только с тем, чтобы заявить: "Именно я - прообраз того самого фотографа из бессмертного фильма Феллини!" Папарацци теперь - гламурный персонаж, герой нашего времен. И пипл это глотает… Знаете, почему общество изменило отношение к папарацци? Потому что они худо-бедно, пусть и подло, но передают жизнь. Настоящую, без ретуши! А кому еще, черт возьми, еще ее передавать? Людей тошнит от блеска ходячих манекенов, почти так же как воротит от "чернухи"… Светский фотограф своими произведениями занял сегмент рынка фотографических изображений, который не обижает власть и услаждает взор обывателя. Папарацци - часть шоу-бизнеса и одновременно летописец эпохи.
Куда же деваться "непапарацци"? Да, куда угодно: в рекламу, в пиар-службы, в "креативный" фотоарт (по правде говоря, я и сам не понимаю что это такое…), в "православную фотографию", в свадебную или корпоративную фотографии... Только не в запой, это вредит здоровью и личному бюджету. И не в журналистику - а то составите нам, "среднему поколению" конкуренцию - и сметете нас на х… то есть, на обочину. По счастью, фотографическое ремесло неуклонно расширяет поле своего применения. Так же как множатся формы бытования фотографии. И места пока что достает всем.
Фотография сегодняшняя - прежде всего индустрия. И только потом - оружие, способ удовлетворения творческого голода, средство познания. Индустрия порождает всякие продукты. Их материальную ценность определяет рынок, весьма капризная и не в полной мере управляемая система. По счастью, аксиология фотографии сложна, и зерна от плевел несмотря ни на какие изыски серых кардиналов художественного рынка рано или поздно отделятся. А уж, кому доведется жить в эту пору прекрасную, распорядится Атропос, богиня, отрезающая судьбу.

 

продолжение

Книги о фотографии в формате FB2 (для начала скачивания достаточно "кликнуть" по картинке):

 

 

 


Фотоальбомы:

  

Бесплатный хостинг uCoz