Уважаемые дамы и господа! Не забывайте, пожалуйста, что на территории Российской Федерации действует Авторское право, согласно которому использование чужих материалов, либо их фрагментов в коммерческих целях преследуется законом! Некоммерческое использование автор всячески приветствует.

Мне можно написать по адресу:

89162937358@mail.ru

Или позвонить:

8-916-293-73-58

Другой ресурс автора (он о России и о русских людях):

http://genamikheev.narod.ru/

 

 

  

Геннадий МИХЕЕВ

В ТЕНИ ПРАВОСЛАВИЯ

 

Религия любви на русских пространствах

 

О народном православии, как это ни странно, известно немного. Явление это, пожалуй, старательно изучают разве что фольклористы, но и они фиксируют преимущественно тексты, а вот визуальная информация, собираемая подвижниками и коллекционерами народной мудрости (буду справедлив – она, мудрость, в традициях русских людей все же соседствует рядом с несусветною глупостию…) оставляет желать лучшего. Это касается и видео-, и фотодокументов. Я постарался восполнить пробел, причем, допустив даже художественное осмысление христианства в «простонародном» бытовании. Не обошлось у меня без субъективизма. Что делать – я ж стараюсь заслужить звания Автора, а оно предполагает личностный подход. Я делюсь не просто информацией, а ДУХОВНЫМ ОПЫТОМ.

Что же я называю «народным православием»? Прежде всего, это – культурный слой, который возрос на основе учения Христа. Если быть конкретным, я говорю о Русском Православии, которое с Русской Православной Церковью (РПЦ) зачастую имеет лишь формальную связь (или вообще не имеет – ежели речь идет о старообрядцах или сектантах). Надо честно признать: «карта» Русского Православного Мира сложна и причудлива, и РПЦ на ней является всего лишь «континентом». Хотя, и могучим.

Кто знает русскую (де и не только русскую…) деревню, не даст мне солгать: почитание Христа в русском мировоззрении, пожалуй, не так сильно, как, например, культ Богородицы и Николая Угодника. А есть еще в «русском пантеоне» Илья Пророк, Параскева Пятница, Архангел Михаил, Иоанн Предтеча… Какие молитвы мы знаем наперед: к Богу-Отцу, к Богородице, Ко Христу?.. Да – «Разрешительная» молитва.  Впрочем, я не являюсь специалистом в данной области. Заглядываю в книгу Александра Меня «Православное богослужение». Краткое молитвенное правило включает в себя следующие молитвы (на утро): «Царю небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Богородице дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице». Минимальное правило от преп. Серафима включает лишь три молитвы: по три раза «Отче наш» и «Богородице дево», и единожды «Верую».

Св. Тихон Задонский не уставал подчеркивать, что прежде молитв надобно ни на кого не гневиться, не злобиться, всякую обиду оставить. То есть, праведную жизнь вести. Этому же, кажется, учит и здравый смысл. Но многие ли к нему прислушиваются? Наверное, молитвенная практика проще.

А как вам поклонение… Святому Духу? Есть у нас веси, где особо почитают именно эту часть «божественного триединства». О, как порой сложна иерархия русских христианских богов!

Богов? Разве не ересь сейчас говорит автор… Давайте все же не будем судить. Перед вами не теологическое исследование, а фотоальбом, автор которого преимущественно средствами фотографии хочет рассказать о понимании русскими людьми христианской религии.

Помню, не так давно побывал я в чувашском селе Тагаево. Да, чуваши – «не совсем» русские, но все же – христиане, а не язычники. Современные чуваши, нация безусловно аграрная, имеют немало общего с русскими крестьянами XIX века. Многие ли помнят, что такое «помочи»? А в чувашских деревнях до сих пор бытует традиция «ниме», когда односельчане дружно и безвозмездно – только за кормежку и питие - помогают хозяину-земляку поднять новый дом. Храм Михаила Архангела, что в Тагаеве, знаменит тем, что он никогда не закрывался, и долгие годы оставался единственной действующей церковью во всем районе. Тагаево всегда было центром притяжения верующих людей. Батюшка добродушно провел меня вдоль иконостаса, рассказывая об аккуратно выставленных для поклонения иконах: «Вот эта от уныния, эта от пьянства, эта для студентов, чтоб хорошо учились… эта для крепости семейных уз, эта для смягчения сердец…» Получается, всякая икона имеет свое утилитарное назначение. Вот оно, деревенское понимание православия! Наивно, но… как ни крути, это – жизнь. Без «православного гламура» столиц и пафоса «великодержавных» служб. В конце концов, в простоте истина. К чему теологические изыски, если в основе все равно праведное житье человека, его поступки?.. Деревня устанавливает иные жизненные приоритеты, в основе которых тот постулат, что жизнь каждого человека на виду, и осуждение односельчан в случае неправедного поведения будет потяжелее Божьей кары...

 

 

Село Макарьево, Нижегородская область, 2009 год

 

Возле Макарьевского монастыря, сокрытая изящным алюминиевым забором, выкрашенным в небесный цвет, нагло торчит непрезентабельная избушка. "Торчит" потому что забор в одном месте взломан, а в дыру, точнее, в окно сарая, одетая в рваную штормовку и в перчатки разных цветов старуха закидывает сено. Мимо идут крестным ходом монашки, четыре согбенные фигурки. В сторону небесного забора они посматривают неодобрительно. Пообщавшись со старухой, открываю для себя ярчайший знак, полностью характеризующий наше время…

Бабушку зовут Мария Александровна Савелина, или попросту тетя Маша. Прошлым летом прилетал в Макарьево на вертолете президент. Местные власти, дабы не печалить глаза гаранта конституции, скромно скрыли самые убогие избы дорогущим аллюминием. Так сказать, построили очередную "потемкинскую деревню". Ну, дело привычное, а потому даже иронизировать на сей счет воздержусь. Экскурсия президента была короткой. Когда вертолет улетел, заборы сняли. А тете Маше забор подарили - потому что ее халупа притулилась у самого монастыря и много лет мозолит глаза правильным людям. Тетя Маша держит корову (трудилась сорок лет в лесу, лес валила, а пенсию заработала мизерную...) - а это ведь навоз и все такое… В общем, попала Мария Савельевна в мини- гетто, такую, понимаешь, резервацию для люмпенов.

Макарьевский Монастырь основал 1435 году уроженцем Нижнего Новгорода Макарий, а обитель прозвали Желтоводской, поскольку рядом с монастырем разливалось озеро, называемое Желтым. Уже в 1439 году обитель была сожжена и разорена татарами. Макария взяли в плен, но вскоре выпустили на свободу, взяв обещание не возобновлять монастырь на прежнем месте. Макарий ушел в костромские леса и впоследствии основал другой монастырь, на реке Унже.

Вплоть до падения Казанского ханства берега озера Желтого были пусты. История сохранившейся поныне, без сомнения, выдающейся архитектуры монастыря в Макарьеве начинается только со времени его возобновления в 1620-м году и основания знаменитой Макарьевской ярмарки. Московское правительство еще с XVI века делало попытки перенести центр волжской торговли в русские земли, но организация ярмарки в Васильсурске – городе, построенном Василием III, окончилась неудачей. Только в 1641 году следует указ об учреждении ярмарки у Макарьевского монастыря, которому передавался также сбор торговой пошлины. Настал "звездный час" Макарьева.

У стен Макарьевского монастыря встречались суда, плывущие вниз по течению из старорусских земель, с теми, которые тянули бурлаки из устья Волги. Поэтому здесь, на середине Волжского пути, и закрепилась крупнейшая в Европе ярмарка. "Звездный час" длился почти два столетия. В 1817 году ярмарка после сильного пожара была перенесена в Нижний Новгород. С той поры Монастырь беднел с каждым годом, и монахи стали покидать обитель на Волге. Уход монахов из монастыря увеличился, когда в начале XIX века Волга изменила свое русло, затопила Желтое озеро, вплотную подошла к стенам святой обители и стала ее разрушать. Сначала были подмыты частично стены монастыря, а в 1859 году рухнул центральный купол Троицкого собора.

В 1869 году монастырская община была упразднена, монахи разошлись по другим обителям. Здесь остался лишь один-единственный монах - приглядывать за опустевшими монастырскими зданиями. Однако случилось чудо: Волга снова изменила свое русло и отошла от монастыря почти на версту! Опасность для зданий исчезла. В 1882 году монастырская община была восстановлена, но уже не монахи, а монахини стали приводить в порядок обветшалые здания святой обители. В 1910 году был восстановлен центральный купол Троицкого собора. Монастырь постепенно стал возрождаться. К 1917 году монастырь собрал около трехсот сестер.

В 1927 году монахини изгнаны из стен обители, которую они с трудом возродили; здесь был размещен детский дом, затем монастырь был передан зооветеринарному техникуму. Только в январе 1992 года Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь был возвращен Церкви, началось возрождение древней обители. Жаль, но к тому времени упраздненный город Макарьев (теперь уже село Макарьево) пришел в окончательный упадок…

 

 

Город Тутаев, Ярославская область, 2004 год

 

До конца 60-х годов прошлого века Тутаев был тихим провинциальным городком с многовековой историей. Назывался он Романовым-Борисоглебском, ибо однажды оба берега Волги объединили единой властью, после чего город Романов, известный с 1283 года, и Борисоглебская Слобода, про которую известно, что в год основания Романова она уже существовала, слились в единый организм. Тем не менее, остались коренные “борисоглебцы” и “романовцы”, которых в общем-то беззастенчиво оттерли в дальний угол. И они чрезвычайно ценят свои удивительные святыни.

Для тех, кто думает, что город Романов произошел от династии царей Романовых, поясню: город основал Угличский князь Роман, принадлежавший к роду Рюриковичей. Романовых тогда даже не было видно на горизонте истории. Город в свое время прославили романовские породы овец, лука, льна, романовские полушубки и валенки. Современное имя он получил в 1918 году в честь рядового красноармейца Ильи Тутаева, отличившимся тем, что при попытке разгрома белогвардейского мятежа сей доблестный муж первым вылез из-за бугра, получив за это смертельную пулю.

На левом берегу Волги течет тихая размеренная жизнь, все друг друга знают, люди привязаны к земле и к Волге как к Родине, как к кормилице. Попадая в Романов, оказываешься в городе XIX века. Подобное ощущение создают сохранившиеся и полуразрушенные купеческие дома, маленькие магазинчики, напоминающие старинные лавки, пожарная каланча, возвышающаяся над всем городом, люди, несколько напряженно относящиеся к цивилизации... Главная прелесть Романова, гордость местных жителей — уникальный соборный комплекс. Сохранившиеся церкви представляют единое целое, олицетворяя чистоту и святость Романова.

 

 

Город Тутаев, Ярославская область, 2004 год

 

В Тутаеве, на Борисоглебской (правой) стороне Волги выросли современные кварталы, Романовская (левая) сторона осталась очаровательным провинциальным уголком, со множеством присущих подобным местам мотивов - начиная с тихого нрава романовцев и заканчивая большим количеством древних храмов. Но кое-что досталось и Борисоглебской стороне. Стоит там настоящая жемчужина русской духовной архитектуры - Воскресенский собор, в котором много лет хранится поистине удивительная святыня: икона Спасителя.

 

 

 

Город Тутаев, Ярославская область, 2004 год

 

Икона не просто поражает своими габаритами (2 метра 78 сантиметров ширины и 3 метра 20 сантиметров высоты): она чудотворная. Считается, что Всемилостивый Спас помогает при болезнях костей и суставов, но дело здесь вовсе не в “медицинских показаниях”. Это - намоленная икона, она для тех, кто понимает, обладает потрясающей энергетикой.

“Оглавный” лик Спасителя темен, едва различим (можно только увидеть, что лик Спасителя не грозен, но исполнен скорби, правая Его рука благословляет, а левая держит раскрытое евангелие), и это неудивительно, ведь иконе приблизительно 600 лет. Кстати, икону никогда за эти столетия не пытались взвешивать, просто считается, что для ее переноски необходимы 30 мужчин, причем, каждый из них ощутит значительную тяжесть. Для переноски Всемилостивого Спаса на специальных носилках необходимо вдвое больше этого числа. Напортив иконы - древняя фреска, изображающая Страшный суд. Написанные на стене Воскресенского собора картины с символическим изображением “неверных царств”, всех земных народов, загробных мучений, грехов и бесов считаются самыми убедительными во всей древнерусской монументальной живописи. Возможно, именно поэтому Спаситель взирает на нас со скорбью... Согласно преданию, автором Всемилостивого Спаса является монах далекого северного Глушицкого монастыря Дионисий, канонизированный Русской Православной Церковью. Св. Дионисий прославился не только тем, что писал иконы: он был к тому же искусным книгописцем, ковалем и одеждоделателем.

Естественен вопрос: для чего писалась такая большая икона? До нас дошли смутные сведения о том, что всемилостивый Спас должен был украшать потолок деревянного храма, который стоял на месте нынешнего Воскресенского собора и являлся частью монастыря. Из горизонтального в вертикальное и весьма почетное положения она переместилась из-за того, что старая церковь была за ветхостью разобрана. Впоследствии, когда икона уже находилась в каменном соборе, она приглянулась Ростовскому митрополиту Арсению и он распорядился отвести ее в свой архиерейский дом. Власть предстоятеля была большой и случилось так, что долгих 44 года икона находилась в вынужденном изгнании. Все эти годы борисоглебцы боролись за возвращение святыни и наконец в 1793 году они добились своего. Из Ростова Всемилостивого Спаса несли на руках; не доходя до города трех верст, они решили омыть образ от дорожной пыли в ручье, после чего в этом месте забил ключ чистой воды. В память этого события для спасителя был сделан драгоценный венец весом в 2 пуда и 10 фунтов.

Икона, венец, да и весь Воскресенский собор сохранились почти в первозданном виде до наших дней. К тому же собор никогда не закрывался и службы в нем не прерывалась. Это настоящая загадка: при коммунистических властях подобные ценности всегда конфисковывались, большие храмы закрывались и в лучшем случае верующим оставляли какую-нибудь маленькую церквушку на окраине. Что же произошло?

А случилось вот, что. Среди большевиков распространился слух о том, что, если кто хоть попытается тронуть Всемилостивого Спаса с недобрыми намерениями, он тотчас же погибнет. Представляете: даже атеисты боялись Его! На сохранность храма повлияло еще и то, что приход Воскресенского собора насчитывал полторы тысячи человек и его побоялись закрыть во избежание народных волнений.

 

 

Село Тайнинское, Московская область, 2009 год

 

Помнится, лет двадцать назад страну (тогда это было еще СССР) всколыхнул фильм Абуладзе “Покаяние”. Общество бросилось обсуждать проблему: кому каяться-то за политую кровь миллионов? КГБ? Партии? Номенклатуре? Но вскоре раскрутились события, в результате которых империя распалась, и вопрос покаяния как-то ушел на второй план. Представители вышеперечисленных каст снова вернули свои властные позиции и уверенно двигают страны к светлому (по их мнению) будущему. А народ безмолвствует, а в глубине души думает: “Как с покаянием-то?..”

...Оказывается. ответ на этот непростой вопрос был дан ровно 400 лет назад. В июне 1606 года было совершено прославление нетленных мощей убиенного царевича Димитрия, “дабы утешить верующих и сомкнуть уста неверных”. Чтобы погасить гнев Божий на Россию за нечистоты сердечные, за клятвопреступления и цареубийств, для укрощения смуты царь Василий Шуйский и Собор положили принести всенародное покаяние. Он был проведен патриархами Иовом и Гермогеном 5 марта 1607 года в Успенском Соборе Московского Кремля и положил конец смуте. Причем, русский народ каялся тогда не только в личных грехах и каждый за себя, но “иже во всех градах страны сея живущих, да не точию о сих просим прощение и разрешение, но и о тех, иже света сего отшедшая отцы и братию нашу”.

Прошло четыре столетия. И чин покаяния решено было возродить. Проходит он необычном месте, на островке земли, зажатом со всех сторон урбанистическими пейзажами. С юга - шумная Московская кольцевая дорога, за которой гигантский мегополис. С запада - торговый комплекс. С Севера - трубы ТЭЦ. С Востока - разрастающийся как на дрожжах город Мытищи. Клочок земли - сельцо Тайнинское. На окраине этого селения стоит великолепный храм. Чуть поодаль, на невысоком холме, обрезанном реками Яуза и Сукромка стоит памятник последнему Российскому императору Николаю II. Возле него и проходит это удивительное действо.

Сам я к личности Николая Александровича отношусь неважно; считаю, что он был слишком слабым правителем; вина за кровь русских (и не только) людей, пролитую в XX веке лежит и на нем. Но он пострадал. И канонизирован Русской православной церковью как мученик. Впрочем, не я один такой: личность Николая “последнего” раскалывает общество - даже сейчас, когда в головах смута, не утихают споры о значимости фигуры царя.

Здесь, в Тайнинском, все встала на свои места - по крайне мере в моей голове. Я увидел тысячи (!) людей, приехавших каяться со всех концов нашей огромной страны. В людях не было агрессии и нетерпимости. Я только один инцидент приметил: женщина пристала к парню, торгующему с лотка духовной литературой. Стала его пытать, почему у него рыжая борода и вьющиеся волосы. Но другие женщины ее быстро как-то успокоили.

Как проходит чин. После литургии паломники с хоругвями, иконами и пением молитв, идут Крестным ходом к памятнику. У Распятия и икон Господа, Божией Матери, святых угодников православное священство служит Молебен Господу и Божией Матери о спасении Земли Русской. По окончании молебна – краткая лития с поминовением подвижников благочестия Земли Русской и отошедших в мир иной наших предков и всех православных христиан. Затем священник, прочитав соответствующие предначинательные молитвы, от лица всего народа во всеуслышание зачитывает перечень грехов, совершенных русским народом за последние столетия. “Прости нас, Милосердный Господи!” – произносит после каждого перечисленного греха священник. “Прости нас, Милосердный Господи!” — вторит пастырскому слову народ. Все молящиеся преклоняют свои колена, “принося покаяние за весь народ русский и сродников наших, умерших в великих и тяжких грехах богоотступничества, клятвопреступления и цареубийства, доселе нераскаянных нами и тяготеющих над нами над народом нашим”. В конце Покаянного чина священник читает разрешительную молитву.

Грехов много. Только перечисление их занимает не меньше получаса. Естественен вопрос: если грешат другие, для чего каяться простому человеку (который, возможно, так и не грешил, чтобы всенародно каяться). Ответ еще в 1918 году дал патриарх Тихон. “Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело (цареубийство), иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его”. Тогда, в Екатеринбурге чекисты думали, что всего лишь выполняют приказ Москвы. Нет, они свершали грех, который ой, как больно отозвался на будущих поколениях!

 

 

Город Хвалынск, Саратовская область, 1999 год

 

Отсюда Хвалынск виден, как на ладони. Городское кладбище в старинные времена расположили на самом высоком пригородном холме, а умирали в этом городе, по-видимому, не так часто, чтобы его заполнить за пару веков, поэтому остается оно до сих пор единственным в Хвалынске. Трудно сказать, почему на кладбище так любят сажать плодовые деревья - ведь все равно вишни и яблоки с могил никто не будет срывать - но в мае цветущие “сакуры” в контрасте с крестами смотрятся просто потрясающе. И к тому же необычайно органично.

 

 

Село Годеново, Ярославская область, 2006 год

 

Почти шесть столетий в русской глубинке, среди болот, хранится одна из величайших святынь русского православия: Животворящий Крест Господень. Болота из-за того как их частично осушили и проложили через них дороги, перестали быть непроходимыми, а потому к Кресту может попасть всякий, кто поимеет желание. Из-за доступности святыни ореол таинственности Креста, возможно, не так ярок. Тем не менее книга чудес, явленных Им, неуклонно пополняется новыми свидетельствами...

Сказание о чудесном явлении в сущности одно, но оно разнится в вариациях. Все дело в том, что людское поклонение Животворящему Кресту время от времени то затихало, то возрождалось с новой силой, а потому в истории Креста много провалов - будто Он исчезал. И нельзя однозначно сказать, что Крест все годы, каждый день своего земного существования находился в поле внимания нас, смертных. Но дело не в памяти людской, а в отсутствии документов.

Однажды (то ли в 1667, то ли в 1705 году - источники называют разные даты) на Никольском погосте оказался окольничий московский князь Петр Лукич (фамилии его история не сохранила), которого привели в Сахотские болота под Ростовом Великим рассказы его солдат и Животворящем Кресте и чудесах исцеления людей. Погост представлял собой деревянную церковь, построенную на холме именно на том месте, на котором Крест явился. Тамошний священник рассказал, что старая церковь сгорела, а вместе с ней погибли и книги, содержащие сказание о явлении Креста и свидетельства чудес от Него.

 Но от прежних попов священник слышал предание. Пастухи деревни Антушково гоняли на луга пастись скот, и однажды они увидели в глубине болота громадный столп света. Вначале они испугались, хотели бежать, но какая-то сила заставила идти мужиков прямо к свету - через топи, даже когда стемнело. И увидели они крест, висящий прямо в воздухе, а на нем распятого Спасителя. А рядом стоял Николай Чудотворец с Евангелием в руках. И услышали они Голос: “Будет на сем месте благодать Божья и дом Божий. Аще кто с верою придет и помолится, будут многие исцеления и чудеса...” Случилось это 11 июня (по новому стилю) 1423 года. Дату эту сохранила Ростовская летопись; правда, других деталей старинная рукопись не сообщает.

Пастухи и сами не ведали, какая сила вернула их к стаду. Придя домой, поведали они о произошедшем односельчанам, а после молва явлении Креста и Николы дошла до Ростовского епископа. Он благословил построить на чудесном месте храм во имя Николая Чудотворца. Поскольку среди болота ставить Божий дом было несподручно, решили заложить церковь на холме рядом с болотом. В первый день воздвигли строители два венца, и, утомившись от трудов, ушли спать. Наутро пришли - а начатой постройки не нашли. Сначала думали - пошутил кто, но увидели они среди болота свет неизреченный - такой же, какой видели пастухи. Так же, ведомые Божественной силой, дошли плотники все до того же места среди болота, и второй раз явился Крест Животворящий, а Голос повелел поставить дом Божий именно здесь. В следующую ночь сильный водный поток смыл болотную грязь и вырос из недр холм.

Через 80 с небольшим лет церковь, построенная на явленном холме, стала жертвой пожара. Когда занялся огонь, первое, что попытались спасти прихожане - конечно же, Крест. Хотят его поднять или хотя бы сдвинуть - а крест ни с места! Едва сами успели спастись, выбежав из охваченного огнем храма за минуту до того как он обрушился... Когда через несколько дней пожар затих, миряне пришли на пожарище искать уцелевшие церковные вещи из железа и меди. И какого было их удивление, когда они откопали из золы и углей Крест Господень - совершенно невредимый!

Прослышав о таких чудесах, князь Петр Лукич пристыдил священника и с тех пор в Никольском храме снова была заведена книга, в которую чудеса и исцеления стали записываться. Тогда же было составлено и описание святыни: “распятие резное из липового дерева; фигура Спасителя на кресте сделана в человеческий рост; на верхнем конце Креста сделана надпись полурусскими, полугреческими церковного характера буквами: “ставру икон” (“образ креста”); по сторонам распятия два изображения: Божьей Матери и Иоанна Богослова”.

В 1776 году на месте деревянного был построен каменный храм, с главным престолом Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Судьба его была одновременно незавидной и типичной для русских: в богоборческие годы храм закрыли, а ценности растащили. Чудотворная икона Св. Николая пропала, а с крестом вышла особенная история.

Пытались Крест жечь, пилить, даже обливали серной кислотой - он оставался невредим. Один из атеистов, житель деревни Лапнево, возмущенный тем, что мужики не могут распились распятие, в ярости схватил топор - рубанул со всей силы по святыне. От удара отщепился лишь кусочек мизинца Спасителя. Богоборец ликовал: он победил силу Божью. Но случилось с ним следующее: у него загноился мизинец на ноге, и он умер от гангрены. Пусть эти события произошли относительно недавно, в 30-е годы прошлого века, но в предания закралась путаница. Согласно одному рассказу “победитель” скончался через три дня после акта кощунства. Согласно другому он прожил в страданиях пятьдесят лет - но умер действительно от загноившегося мизинца ноги.

Храм был разрушен (осталась лишь колокольня), а на этом месте была организована трудовая коммуна, которая, впрочем, быстро разорилась.

Крест выбросили в канаву, надеясь, что он там сгниет. Но постарались прихожане храма, который находится в пяти километрах от Никольского погоста, тоже на одном из холмов среди Сохотского болота. Они перенесли Крест в свое село Годеново, в Златоустовский храм. Монахини Никольского монастыря города Переславля, подворьем которого теперь является Годеновский погост, разузнали имена этих людей, рисковавших ради сохранения святыни свободой, а то и жизнью: Василий Фомин, два Ивана и Осип Долотцевы, Надежда Кузнецова, Фаина Жилова, Николай Минеев, Василий Сметанин. Этот храм никогда не закрывался - даже во времена богоборчества. В каком-то смысле это тоже чудо, но основано оно было на... бандитизме.

Об этом не написано в сказаниях, но, поскольку я некоторое время пожил в окрестностях Сохотского болота, удалось раздобыть сведения, которые тщательно старались истереть из памяти поколений. Рельеф здешней местности очень сложен; холмы в беспорядке торчат среди заболоченных низин. Годеновский храм виден издалека, он возвышается как сказочный Китеж-град и кажется, пройдешь час - и вот он - перед тобой. Но на самом деле, чтобы пройти, например, села Осоева (от него остался лишь полуразрушенный храм и кладбище) до Годенова, нужно обходить, петляя, громадное болото, и путь займет часа три. Идешь: храм то появляется, будто паря вверху, то пропадает, - и все кажется, что до него всего десять минут хода...

Среди болот, на холмах, еще до начала Второй Мировой войны обосновалась банда, составленная из мужиков, которых загнало в болото раскулачивание, а позже дезертиров. Несколько лет они терроризировали округу, изредка делая вылазки на железную дорогу с целью ограбления поездов. Все эти годы  власти не решались трогать “болотных братьев”, но в 45-м организована была карательная экспедиция, в результате которой все участники банды были уничтожены. Все это могло быть похоже на сплетню, но известна фамилия главаря бандитов: Денежкин. А в деревне Захарово проживает его внук.

Поскольку Годеновский погост находился в бандитском тылу, его, соответственно, не могли трогать, а после войны, когда Сталин дал Церкви побольше свободы, уничтожать храм Божий уже и не собирались.

С развитием дорог, как ни странно, края здешние стали приходить в запустение. Большинство деревень в округе мертвы, а в живых деревнях жителей ничтожно мало. В том же Годенове прописаны всего несколько человек, и большинство населения села составляют сестры Никольского монастыря, что в городе Переславле. Глава Перовской сельской администрации Юрий Глазунов рассказал, что в его округе действует только одно предприятие: карьер. Торфодобывающее предприятие, некогда процветавшее на Сохотском болоте, разорилось, ни одного колхоза или совхоза ни не осталось. Глазунов и сам был когда-то агрономом в совхозе. Рождается на территории администрации очень мало детей, зато каждый месяц администрация хоронит не меньше 15 человек. Для этих целей даже создана “похоронная команда” из бывших заключенных - денег на похороны у семей умерших зачастую нет. В общем непростая жизнь. Могли бы поддерживать жизнь в деревнях дачники, да их все меньше и меньше: горожанам надоело приезжать в свои ограбленные дома (в иные коттеджи залезают по несколько раз за зиму). В общем, Годеновский храм и Крест - истинный бриллиант в обрамлении серой, а то и черной жизни.

 

 

Село Костомарово, Воронежская область, 2006 год

 

Свято-Спасскую женскую обитель так и называют: Русская Палестина. Есть здесь и катакомбы, в которых издревле скрывались христианские подвижники, и пещерные храмы по образцу пещерных святилищ первых христиан. Бытует версия, что пещеры начали рыть в меловой горе невдалеке от реки Дон еще при Андрее Первозванном. Наукой не доказано, был ли апостол Христа в Скифии (а тогда здесь была территория, подвластная скифам), но ведь не доказано и обратное. А потому красивая легенда имеет право на жизнь.

 

 

Село Костомарово, Воронежская область, 2006 год

 

Есть в Костомарове, рядом с пещерами, гора Фавор. Над ними - гора Голгофа. Как и положено, на Голгофе крест. По большим праздникам туда поднимаются крестными ходами.

 

 

Село Три Озера, Татарстан, 2008 год

 

Три Озера - самое древнее село России. Это не шутка, а документальный факт. Первое упоминание об этом селе есть в записках араба Ибн-Фадлана. Он был свидетелем события, которое произошло 16 мая 922 года: у Трех Озер государство Волжская Булгария приняло ислам. Путешественник даже описал озера, написав при этом, что они бездонны. А вообще Три Озера были летней резиденцией булгарского хана Алмуша. Много с той поры утекло воды в Волге, уже не легендарные булгары живут в Трех Озерах, а русские. И озера теперь по-русски именуются: Атаманским, Корушовским, Чистым. Подробнее – п приложенной фотоистории.

 

 

Село Коростынь, Новгородская область, 2007 год

 

...Больше четырехсот лет назад в этих краях произошли события, которые коренным образом повернули ход истории. До Шелонской битвы и Коростынского мира существовали мелкие недружелюбные страны, населенные славянами. После сражения и соглашения уже можно было говорить о русской нации и российском государстве. Да, именно в сельце Коростынь родилась наша Россия!

Известие о том что новгородское духовенство устраивает крестный ход от места Шелонской битвы к селу Коростынь, покоя не давало несколько лет. Когда наконец мне посчастливилось пройти данным путем, выяснилось, что “новгородское духовенство” представлено всего лишь одним священником и несколькими его светскими сподвижниками. Батюшку зовут отцом Николаем. Полное имя - Николай Николаевич Епишев. Именно этот человек придумал саму идею крестного хода, а так же стал инициаторам установления поклонных крестов на местах ключевых событий истории того времени. О. Николай - иерей, настоятель Покровской церкви, что в селе Борисове. Успенский храм в Коростыни батюшка окормляет, то есть приезжает служить сюда раз в неделю. Есть и еще один храм в его приходе. Это обычная практика, ибо приходы маленькие и на каждом священнике по несколько храмов. Это хорошо еще, что о. Николай в селе живет (Борисове), другие-то батюшки вообще из городов наезжают на свои приходы, зачастую - изредка.

 

 

Село Коростынь, Новгородская область, 2007 год

 

Крестный ход, от памятного места, где стряслась достопамятная битва между новгородцами и москвича… Продолжение »

Библиотечка

(книги о фотографии для чтения на мобильных устройствах в формате FB2; для начала скачивания достаточно кликнуть на названии либо на иконке внизу этой страницы):

Чудо фотографии

Не прячь глаза от Бога

Язык фотографии

Ловцу частичек бытия

Окно души

Занимательно о фотографии

Тайна светописи

 

 

Новости

24 августа 2010

Здравствуйте!

Согласно заявлению владельцев хостинга, ресурс http://genamikheev.okis.ru/ в скором времени будет удален. По мере возможн…

26 сентября 2010

Новая статья

Сочинил новую статью про "комплекс гения" у фотографов http://genamikheev.livejournal.com/40620.html#cutid1

13 октября 2010

Почти святые фотографы

...я осмелился предположить, что в творческой фотографии ради того, чтобы достичь вершин, нужно отказаться от …

19 ноября 2010

Новая статья "Правда о серебряной фотографии"

Авторский отпечаток может потрясти. Но вероятна и обратная реакция. Потому что воспитанный на «мониторной» …

25 ноября 2010

Новая статья "Идея Бога в творческой фотографии"

Я не думаю, что мы при помощи хитроумного прибора «фотографическая камера» видим Бога. Но смею предположить, …

30 ноября 2010

Новая статья "Познание видимости"

...стал я склоняться к мысли, что «уличная фотография» - лишь ширма, за которой скрывается нечто более существ…

15 января 2011

Новая статья "Фотография в Паутине"

Поскольку львиная доля фотографического контента, создаваемого человечеством, живет в Паутине, проблема до…

12 мая 2011

Чудо фотографии

ДОБАВЛЕНА  полная, удобочитаемая версия книги "Чудо фотографии"

31 мая 2011

"Язык фотографии"

ТРУД о языке фотографии завершен. Он ЗДЕСЬ

Книги о фотографии в формате FB2 (для начала скачивания достаточно "кликнуть" по картинке):

 

 

 


Фотоальбомы:

  

Бесплатный хостинг uCoz